Шаг 1. Поискать единомышленников, переговорить с соседями и руководством СНТ, ознакомить их с этими рекомендациями. Идеальный вариант, когда коллектив единомышленников возглавит руководство. Определить дату, с которой будет произведён переход на прямые договоры. Здесь условно выбрано 1 июня 2012 года.
Шаг 2. Направить обслуживающему СНТ гарантирующему поставщику (энергосбыту) письмо-запрос примерно следующего содержания:
Руководителю филиала ***
энергосбыта ***
гражданина Ф. И. О.,
проживающего (адрес регистрации),
(номера телефонов)
Я являюсь владельцем электрохозяйства садового участка № ***, распложенного на территории СНТ «***» по адресу ***
В настоящее время я получаю электрическую энергию через посредника в лице юридического лица СНТ. Данным письмом ставлю Вас в известность о своём решении заключить прямой договор энергоснабжения с 1 июня 2012 года) с Вашей организацией на условиях примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей, приведённого в приложении № 5 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (ПФРР).
Договор мной будет заключён в порядке ч .2 ст 158 ГК РФ, а также п. 64 упомянутых Правил путём оплаты за электроэнергию по состоянию на 31 мая 2012 г., т .е. конклюдентными действиями (в этом случае договор вступит в силу с нуля часов 1 июня 2012 г.).
В связи с изложенным прошу Вас выслать в мой адрес в соответствии с нормой абзаца 3 пункта 64 ПФРР :
• информацию о реквизитах, необходимых для оплаты электрической энергии;
• информацию о величине тарифов по всем действующим в отношении населения тарифным планам, что необходимо мне для выбора наиболее удобного варианта.
А также прошу информировать меня о процедуре и времени фиксации показаний расчётного счётчика и стоимости его поверки, выполняемой Вашей организацией с учётом начала действия договора с 1 июня 2012 года.
(подпись)
Отправить следует с уведомлением о вручении или вручить под регистрацию на втором экземпляре.
Текст примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей, утверждённый правительством, приведён ниже, в самом конце.
Шаг 3. Гарантирующий поставщик должен выслать ответ в течение 5 дней с момента получения запроса. Несмотря на то, что у гарантирующего поставщика отсутствуют правомочия выставлять садоводу те или иные условия, он, скорее всего, какие-то условия выставит.
Чаще всего со ссылкой на п. 62 ПФРР могут быть вставлены такие требования:
• установить щит учёта на ближайшей опоре;
• срок госповерки прибора учёта должен быть для однофазного — не более одного года, для трёхфазного — не более двух лет;
• установить перед прибором учёта отключающее устройство на разрешённую нагрузку с возможностью опломбирования.
Каждый садовод вправе решить, принимать эти условия все или частично, или не принимать совсем.
Шаг 4. Если в полученном ответе не будут сообщены все необходимее реквизиты (прежде всего номер лицевого счёта), то целесообразно направить второе письмо примерно следующего содержания:
На Ваш исх. № *** от *** 2012 г. сообщаю, что перечисленные в нём условия заключения договора мной не принимаются в связи с тем, что в законодательстве отсутствуют правовые нормы, обязывающие гражданина принимать такие условия.
(Как вариант — согласен на такие-то условия и не согласен на такие-то по тем же основаниям).
Повторно прошу выслать информацию, запрошенную мной письмом от (дата, номер), которая в соответствии с п. 64 ПФРР должна высылаться в течение 5 дней с момента получения запроса.
Кроме того, прошу направить Вашего представителя 31 мая или 1 Июня 2012 г по месту нахождения садового участка (здесь указать адрес и телефон ) для снятия показаний счётчика на предполагаемую дату начала действия договора. Аналогичное снятие показаний будет произведено мной с представителем СНТ для урегулирования взаиморасчётов с последним.
Шаг 5. Далее можно инициативу не проявлять до 31 мая. Накануне даты начала действия договора, т. е. 31 мая, следует произвести в качестве аванса некоторую оплату на тот расчётный счёт гарантирующего поставщика, на который производит оплату СНТ. Это в том случае, если Вам не прислали реквизиты в ответ на Ваш запрос. Если реквизиты прислали, значит оплату произвести по ним.
1 июня необходимо, заранее договорившись с руководством СНТ, снять показания Вашего счётчика, составив двусторонний акт в произвольной форме. Объём энергии, зафиксированный данным актом должен быть затем Вами оплачен в кассу СНТ.
В случае, если СНТ откажется от такой фиксации показаний счётчика по состоянию на 1 июня 2012 г., акт можно составить с привлечением одного или двух соседей. Этот акт необходим для урегулирования расчётов с СНТ за период по 31 мая 2012 г. включительно, а также может быть Вами предъявлен ГП, если последний своего представителя не пришлёт.
Шаг 6. Начиная с 1 июня, вы оплачиваете электроэнергию непосредственно на расчётный счет ГП с указанием лицевого счета, если он открыт на ваше имя. Если не открыт, то следует особо тщательно хранить платёжные документы до урегулирования этого вопроса. При этом отдавать подлинники их никому нельзя, отдавать как ГП, так и СНТ можно только копии.
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРЕДПРИНЯТЬ СНТ
Шаг 1. Прежде всего, не следует противиться переходу садоводов на прямые договоры, такой переход снимет многие заботы как с председателя, так и с правления. Кроме того, вопросы энергоснабжения вернутся в правовое поле, а сегодня это — полнейший беспредел со всех сторон. Более правильно председателям и правлению вспомнить, что СНТ является организацией, созданной для содействия садоводам, и действовать объединёнными усилиями.
Следует организовать направление заявлений о переходе на прямые договоры от всех или большинства садоводов (персональный лицевой счёт должен открываться каждому садоводу на его участок).
Шаг 2. Направить письмо-оферту гарантирующему поставщику и желательно это сделать дней за 50 до срока перехода всех или большинства садоводов на прямые договора. Письмо должно содержать предложение перезаключить договор энергоснабжения по следующим причинам:
• действующий договор нарушает ст. 426 ГК РФ в соответствии с которой СНТ не вправе приобретать электроэнергию для её дальнейшей продажи садоводам, поскольку является некоммерческой организацией и не может выступать продавцом в публичном договоре продажи энергии садоводам;
• фактическим конечным потребителем энергии, которую по действующему договору приобретает СНТ как организация (юридическое лицо) на 99 % является население. Таким образом, договор представляет собой притворную сделку, поскольку фактически гарантирующим поставщиком осуществляется энергоснабжение граждан, а по содержанию договора энергия продаётся юридическому лицу по тарифу для юридического лица (организации), что делает такой договор ничтожным на основании ч. 2 ст. 170 ГК РФ;
• в связи с волеизъявлением садоводов перейти на прямые договоры, а также реализовать своё право на выбор тарифного плана (однотарифный или дифференцированный по 2 или 3 зонам суток), дальнейшее использование общего счетчика (указать номера используемых счетчиков) в качестве расчётного становится технически невозможным. В связи с изложенным СНТ устанавливает отдельные расчётные счетчики на объекты общего пользования (уличное освещение, насосные, помещения правления) и предлагает изменить условия договора с целью приведения в соответствие с законодательством обязательств СНТ. СНТ на основании решения общего собрания, действуя в интересах собственников энергопотребляющих объектов общего пользования и по их поручению, может принять на себя обязательство по оплате электроэнергии, потребляемой лишь упомянутыми объектами. В связи с чем необходимо внести следующие изменения в ранее заключённый договор от (дата) № ***;
• в пункте договора, где перечисляются счётчики, по показаниям которых производится расчёт, заменить номера этих счетчиков и места их установки на номера вновь установленных счётчиков на объектах общего пользования.
Не будет лишним самим внести в существующий договор необходимые изменения и направить изменённую редакцию заказным письмом с уведомлением или передать под регистрацию в офис.
Шаг 3. В случае активных устных возражений со стороны энергосбыта и разговоров об отключении, немедленно направить жалобы от имени общего собрания в прокуратуру. Оснований для отключения у энергосбыта не будет, если садоводы будут оплачивать энергию, потребляемую участками , а СНТ от имени садоводов оплачивать энергию, потребляемую объектами общего пользования. Отключить отдельно юридическое лицо СНТ, не отключая садоводов, технически невозможно.
У энергосбыта отсутствуют права производить переключения в электрохозяйстве СНТ, а отключить посёлок целиком вряд ли кто рискнёт, поскольку оплата производится, и энергосбыт это понимает.
Шаг 4. К той же дате перехода садоводов на прямые договоры, надо установить на объекты общего пользования новые счётчики.
Шаг 5. На 31 мая или 1 июня пригласить сотрудника энергосбыта для снятия показаний и после чего объекты , где установлены общие счетчики (ТП , КТП ), закрыть , опечатать и никаких представителей энергосбытов к ним не допускать. Все расчеты по новым счетчикам
ПРАВОВЫЕ ПОЯСНЕНИЯ К ПРЕДЛАГАЕМЫМ РЕКОМЕНДАЦИЯМ
В связи с изменениями гражданского законодательства, начиная с введения ГК РФ в 1995 г., появления закона 66-ФЗ «О садоводческих некоммерческих объединениях граждан», реформирования электроэнергетики с изданием ряда постановлений правительства и в том числе ПФРР, изменилось правовое положение садоводов, изменилось правовое положение СНТ как организации, перешедшей в категорию некоммерческих юридических лиц, и изменилось положение энергосбытовой организации, получившей статус гарантирующего поставщика.
Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая торгово-посредническая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии, либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию. В том числе и с садоводом.
ПФРР предусмотрены два варианта заключения договора гражданином с ГП. По одному варианту (п. 62) договор заключается в письменной форме и подписывается обеими сторонами. По второму варианту договор заключается гражданином в одностороннем очень простом порядке подобно тому, как покупается картофель в магазине: гражданину достаточно заплатить деньги в кассу и договор считается заключённым. Именно такого рода процедура заключения договора установлена в п. 64. ГП обязаны информировать население о существовании такого варианта заключения договора, но они этого не делают, предпочитая применять к гражданам порядок, установленный в п. 62, вместо более удобного для граждан порядка, установленного в п .64. При этом установленный нормативным актом порядок ими искажается тем, что они начинают требовать с гражданина документы о наличии технологического присоединения и (или) предлагают сначала получить технические условия (ТУ) и их выполнить. И то, и другое является обманом граждан вообще, а садоводов вдвойне. Электрохозяйство садовода не имеет общей границы с сетью сетевой организации, по этой причине у садовода нет и не может быть каких-либо отношений с сетевой организацией. Садовод имеет технологическое подключение к коллективной уличной сети 220/380 В СНТ (опосредованное подключение). В этом случае ТУ на технологическое подключение к сети сетевой организации получает СНТ, эти ТУ учитывают суммарную нагрузку, создаваемую всеми участками. Так было всегда, так как эти требования не юридические, а технические, и они всегда соблюдались. Никаких актов разграничения балансовой принадлежности (АРБП) садоводу также не требуется, это опять обман. АРБП с сетевой организацией подписывает СНТ, хотя правовое положение такого акта тоже сомнительно. Для садовода же граница определена свидетельством на право собственности, т. е. это граница участка, а точнее — ближайшая опора 220/380 В уличной сети.
Практически при заключении договора энергоснабжения, в отличии от покупки картошки, имеются два отличия. Договор энергоснабжения является длящимся и требуется открытие лицевого счёта. Для этого какие-то данные о покупателе ГП всё-таки нужны. Второе отличие состоит в том, что измеритель товара (счётчик) является собственностью покупателя, а не продавца, и находится на территории покупателя. После заключения договора у покупателя возникает обязанность допускать представителя ГП раз в полгода для проверки состояния счётчика, обеспечивать и оплачивать госповерку счётчика. Для современных счётчиков Московского завода электроизмерительных приборов (МЗЭП) это требуется раз в 16 лет. На сегодняшний день заводская цена однофазного счётчика этого завода типа СОЭ-52/60-21 III-го класса точности 1,0 для работы в диапазоне температур от -40 град. до +60 град. C начинается с 570 рублей. Поэтому иногда проще купить новый, чем отдавать на поверку старый.
Законодательство не содержит нормы, требующей от садовода установки счётчика на опоре. Просто это удобно гарантирующему поставщику, но делать это они должны за свой счёт. Каждый садовод вправе решить вопрос — устраивает его такое условие или нет. При установке счетчика на опоре для садовода возникает проблема снятия показаний (счётчик устанавливается на приличной высоте), да и всё равно возникают проблема обеспечения сохранности. Это когда люди живут круглый год, счётчик сложно украсть, а при отсутствии садовода в течение 6 — 7 месяцев и дорогом счётчике типа «Меркурий» спецы по хищению могут найтись быстро.
Для ГП граница балансовой принадлежности имеет практическое значение лишь в плане того, где установлен счётчик. Если счётчик установлен в доме, то теоретически к показаниям счётчика могут быть добавлены потери в проводах от счётчика до уличной опоры. В этом случае выгоднее иметь счётчик класса точности 2,0, и потери вряд ли смогут быть приплюсованы, если их расчётная величина окажется менее 2 %. Это аналогично тому, как не накладывается штраф за превышение скорости на 10 км/ч, поскольку это превышение укладывается в погрешность измерения.
О тарифе на энергию для населения
Тариф на электроэнергию для населения всегда устанавливался по принципу «всё включено». Только в последнее время за поверку счётчика была введена отдельная плата, которая осуществляется гражданином помимо тарифа.
Тариф для гражданина — это цена за единицу энергии, по которой производится расчет между гражданином и продавцом в точке поставки, т. е. на границе участка. Тариф для гражданина устанавливается исключительно для точки поставки и исключительно для напряжения 220 В (см. ниже норму из постановления правительства № 438 от 30.05.2000 г.)
Если энергия передаётся ГП третьему лицу, которое затем передаёт эту энергию гражданину, то тариф для передачи третьему лицу (промежуточному звену) должен быть ниже, чем установленный региональным тарифным органом для точки поставки. Чем дальше от точки поставки осуществляется такая передача, тем меньше должна быть цена энергии. Это закон физики, и изменить его не может даже тарифный орган. Практика передачи предназначенной для садоводов энергии гарантирующим поставщиком юридическому лицу СНТ на шинах 220 В трансформатора по цене выше, чем установлена для населения, является обманом, построенном на подмене в договорных отношениях физического лица (населения) на юридическое. В данной точке цена энергии должна быть ниже, чем в точке поставки на границе участка. Кроме того, перекупить энергию у гарантирующего поставщика на шинах 220 В может только коммерческая организация. Такая операция для СНТ законодательством пока запрещена, что и является одним из оснований для изменений условий договора.
На других уровнях напряжения данный тариф не может применяться, что называется, по определению.
Гарантирующий поставщик — это в общем случае, как отмечалось, торгово-посредническая организация, которая не имеет своей энергии и своих сетей, а покупает энергию на рынке и транспортирует её по сетям разных уровней напряжения и любых собственников и даже по безхозным сетям. Так что в отсутствие третьего лица со статусом энергоснабжающей организации гарантирующий поставщик обязан доставить энергию каждому садоводу до его участка.
Если гарантирующий поставщик не хочет заниматься доставкой энергии по сетям СНТ, он обязан выставить вместо себя замену в виде третьего лица со статусом коммерческой организации и поделиться с ним тарифом.
Какую часть тарифа ГП будет отдавать третьему лицу — это его вопрос. А вот СНТ «Урожайое» не следовало предъявлять исковые требования о компенсации ему со стороны ГП за недоставку энергии до участков. Помимо того, что СНТ не имеет права на такую деятельность, отсутствуют технические нормативы, а заставить такие нормативы создать не всегда может даже Конституционный суд РФ, не говоря уже о службе судебных приставов.
О содержании сетей и техническом облуживании (эксплуатации)
Известное информационное письмо ФСТ РФ, ныне отменённое, лукавило, когда разъясняло, что электрохозяйство СНТ должно содержаться не за счёт тарифа, а за счёт членов СНТ. Дело в том, что норма ст. 210 ГК РФ, обязывающая собственника содержать своё имущество, является общей нормой, а по отношению к гражданам-потребителям действует специальная норма ст. 543 ГК РФ большей силы, чем норма ст. 210. Государство в лице правительства, в отличие от невежественных или заинтересованных чиновников, всегда понимало, что недопустимо с учётом характера объекта собственности возлагать на гражданина обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей. Поэтому финансовую составляющую бремени содержания законодатель включил в тариф, а техническое исполнение возложил на энергоснабжающую организацию. (ч. 2 ст. 543).
Создание садоводами СНТ не решает вопроса. СНТ всё равно остаётся коллективом обывателей, а не коллективом специалистов, не является собственником имущества, не является коммерческой производственной структурой, не может и не должно заниматься содержанием и эксплуатацией сетей.
СНТ как юридическое лицо обладает лишь специальной (ограниченной) правоспособностью, и вопросы содержания сетей никак не могут быть вменены ему в обязанность. Это обстоятельство игнорировало Минэнерго СССР и его преемники, это игнорирует ФСТ РФ. Спасает только то, что трансформаторы не взрываются с такими же последствиями, как газ, а при коротком замыкании в СНТ пока не было резонансных последствий.
Правовые нормы, которые являются основой для изложенных рекомендаций и пояснений к ним
При заключении письменного договора (п. 64 ПФРР) действует следующая норма. «В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.» (абзац 4 ст. 26 закона «Об электроэнергетике»).
Основанием для заключения договора садоводом в порядке, предложенном рекомендациями, являются такие нормы:
• сделка, которая может быть совершена устно, считается совершённой и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку (п. 2 ст. 158 ГК РФ);
• действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключённого с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потреблённой им электрической энергии, в котором указаны наименование и платёжные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключённым с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
Информация об условиях, указанных в настоящем пункте договоров энергоснабжения, доводится гарантирующим поставщиком до сведения граждан-потребителей вместе с информацией о реквизитах, необходимых для оплаты электрической энергии, а также предоставляется по запросу гражданина-потребителя в течение 5 дней с даты поступления такого запроса. При этом могут использоваться условия примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей согласно приложению № 5 (п. 64 ПФРР). Текст примерного договора см. ниже.
Норма, свидетельствующая об отсутствии у СНТ права выступать продавцом энергии садоводам, а следовательно покупать её для такой цели — cтатья 426 ГК РФ «Публичный договор»:
«1. Публичным договором признаётся договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
…
4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).»
Два следующих извлечения подтверждают, что точка присоединения и точка поставки — это одна и та же точка, являющаяся местом исполнения обязательств гарантирующим поставщиком и для садовода она находится на границе его участка.
«Точка поставки на розничном рынке — место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продаёт) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, (местом) используемым для определения объёма взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.» ( п. 2 ПФРР ).
В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии,.которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее — опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.» ( п. 5 Правил недискриминационного доступа).
Норма, подтверждающая, что тариф для населения устанавливается для напряжения низкого уровня 220 В:
«Определить, что максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением субъектов РФ , устанавливаются региональными энергетическими комиссиями субъектов РФ, исходя из полной фактической стоимости производства, передачи и распределения электрической энергии при напряжении 220 вольт.» (постановление правительсвта от 30.05.2000 г .№ 438 ).
К вопросу содержания сетей:
Статья 210 ГК РФ «Бремя содержания имущества».
Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 543 ГК РФ «Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования».
2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.